Открыт газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай 14.12.2009, 11.47 | |
АШХАБАД, 14 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Курбанова/. Туркменистан, обладающий мировыми запасами природного газа, обрел новый экспортный газопровод с конечным рынком в Китае. Главы четырех государств-участниц беспрецедентного по протяженности трубопроводного проекта Туркменистан- Узбекистан-Казахстан-Китай сегодня лично открыли задвижку, и поток товарного газа устремился к самому перспективному в наступившем веке энергетическому рынку. Туркмения будет поставлять в Поднебесную природный газ в течение 30 лет. До конца 2009 года экспорт составит 150 млн кубометров, в 2010 году - 6 млрд кубометров, а в 2007 - 17 млрд кубов. Уже к 2015 году Ашхабад намерен выйти на полную проектную мощность - 40 млрд. По 10 млрд кубов газа намерены экспортировать в Китай и транзитные государства - Узбекистан и Казахстан. Главы государств, прибывшие на Самантепе, познакомились с построенным здесь китайскими подрядчиками заводом по очистке и подготовке товарного газа, побывали на скважинах и диспетчерском пункте. Готовность газопровода к принятию сырья продемонстрировал телемост, связавший Самантепе с участками газопровода транзитных государств и покупателя. До сегодняшнего дня Туркмения экспортировала природный газ в Россию и Иран, с которыми действуют 25-летние соглашения о поставках газа. Так, в прошлом году экспорт составил более 47 млрд кубометров газа. В этом году в связи с отсутствием с апреля экспорта в Россию общий показатель составил около 16 млрд кубометров. |

http://www.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/DAILY/2009/234/_2009d234-01-01.jpg

no subject
Date: 2009-12-15 11:38 am (UTC)--------
МОСКВА, 15 декабря. Открытие газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай подтверждает стойкое намерение всех участников проекта снизить ориентацию на энергетическое сотрудничество с Россией, однако говорить о полном выходе республик из зоны российского влияния пока не приходится. Об этом заявила эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко.
По ее словам, бесспорным преимуществом «китайского направления» для республик Центральной Азии является готовность, во-первых, по-крупному инвестировать в строительство необходимых для себя маршрутов, тем самым втягивая экспортеров в сферу своего влияния, а во-вторых — закупать газ по рыночным ценам (то есть на условиях Ашхабада, Ташкента и Астаны).
«Второй фактор делает альтернативные направления поставок газа практически неконкурентоспособными, поскольку и Россия, и Евросоюз во главу угла ставят именно цену за получаемое топливо», — отмечает Войко.
«Вместе с тем, говорить о полном выходе республик региона из зоны российского влияния пока не приходится, поскольку российское направление остается одинаково важным для центральноазиатских экспортеров именно в силу проверенной годами инфраструктуры и налаженных контактов, — говорит эксперт. — Кроме того, это соответствует многовекторному внешнеполитическому курсу Ашхабада, Ташкента и Астаны, ориентированному на снижение (но не полное избавление) от монопольного импортера углеводородов».