laozi: anytime (Фламбе конфуций)
[personal profile] laozi
То что в первом акте трагедия, во втором акте - фарс, а в третьем будет хохма.
Вот что говорил в 2007 году один из гуру в минеральном и нефтегазовом секторе России.
Это не просто профессор- ректор, это человек которого слушал наш премьер, когда был президентом.
Очень интересный доклад.
Оказывается,  тот кто сейчас премьер, когда был тогда президентом,  давал премьеру техническому балаболу  указания ровно такие, какие тот, который   как бы сейчас президент,  повторяет буква-в-букву премьеру-своему-кукловоду,  ровно то, что два года назад говорилось.
В общем бегут по кругу.
Дождемя мы периода третьего акта  когда этот премьер снова станет опять президентом по новой и все повторится.
Будет он давать указания новому  премьеру о развитии ТЭК и переработки в стране, и опять что нибудь про то,  как плохо торговать сырьем.
И сейчас опять, - мы засыпаем под трели двух сладких соловьев под старые  припевы о диверсификации.

Но перемены кризисные есть.
В Сколкове МВА школу открыли но $50.000 с носа в год многовато.
В новой Сколковской школе МВА на первом наборе учащихся меценаты были - сам Абрамович присутствовали. 
При сём будучи в Сколкове сам Президент к его ручке приложились.
Да и опять, Роман Аркадич еще одну, суперкрупную яхту, начали строить.   


 Интервью японской газете "Майнити Симбун", июнь 2007 г.:

"Владимир Литвиненко,
ректор Первого высшего технического учебного заведения России
«Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)»,
доктор технических наук, профессор.

Как оцениваете экономическую политику России в сфере энергоресурсов, которую проводит Президент Путин? Чего удалось достигнуть? Какие, на Ваш взгляд, обнаружились проблемы, «Болевые точки»?

Топливно-энергетический комплекс - наиболее устойчивая сфера экономики и, благодаря ему, в конце 98 г. того столетия в стране начался социально-экономический подъем. К 2006 г. добыча угля достигла уровня 1990 г., нефти – 90 %, производство электроэнергии - 90 %. Высокие цены на энергетические ресурсы превратили ТЭК в доминанту экономики страны. Энергетическая стратегия не предусматривала такой благоприятной конъюнктуры мировых энергетических рынков. К сожалению, эти преимущества слабо сказались на повышение конкурентоспособности наших добывающих компаний.
Экспортная выручка от продажи энергетических ресурсов не способствует модернизации производственной сферы, транспортной инфраструктуры и не обеспечивает формирование современного перерабатывающего комплекса.
Доля добываемых ресурсов, используемая внутри страны, растет очень медленно. И, как правило, там, где перерабатывается добытое сырье, там и создается основная прибавочная стоимость и дополнительные рабочие места. Получается, что, продавая добытые у нас сырьевые ресурсы, мы практически не обеспечиваем быстрый подъем своей экономики, а развиваем те страны, которые покупают у нас энергетические ресурсы для переработки в своих странах. Если Правительство не создаст условий для перехода от экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной стратегии развития энергетического комплекса, то при расчетах экономической эффективности добычи и экспорта нефти и газа в России придется пользоваться не положительной, а отрицательной нормой дисконтирования инвестиций.

Денег от продажи энергетических ресурсов много, однако, состояние электроэнергетики, теплоснабжения и даже газоснабжения быстро ухудшается из-за системной нехватки инвестиций при устанавливаемых государством заниженных тарифах на их продукцию.

В отличие от многих ведущих стран мира минерально-сырьевое обеспечение требуется России не только для поддержания и реконструкции имеющейся инфраструктуры, но и для создания новых инфраструктурных систем. Ресурсно-экспортная стратегия присуща большинству наших добывающих компаний, которые экспортируют основную часть добытых ресурсов, создавая огромное количество рабочих мест и существенную прибавочную стоимость в странах, покупающих сырье.

Высокая востребованность ресурсов на мировом рынке повышает их ценность, делает ВВП и доходы малопрозрачными, что является тормозом быстрого подъема экономики страны. Так, падение цены на нефть в 1998 году привело российскую экономику к кризису, а рост - к удорожанию рубля и снижению конкурентоспособности отечественной промышленности. Институциональная отсталость не позволяет государству эффективно использовать рыночные методы регулирования с использованием государственной балансовой политики.

Баланс - главный механизм государственного воздействия на выравнивание разницы между спросом и предложением.
Борьба за высокую сырьевую ренту порождает коррупцию в бизнесе и государстве, что существенно снижает инвестиционный потенциал ресурсов для подъема экономики и не повышает конкурентность наших добывающих компаний.

В условиях обострившейся борьбы за сырьевые рынки развитие российской экономики в значительной степени определяется тем, насколько эффективно может быть использован имеющийся интеллектуальный научно-технический потенциал для формирования национального перерабатывающего комплекса, влияющего на спрос на минеральные ресурсы внутри страны.

Это возможно только при переходе на такую систему государственного регулирования, которая будет стимулировать переход наших добывающих компаний на ресурсно-инновационную стратегию развития.

Ресурсно-инновационная стратегия предполагает смещение приоритетов развития от продажи сырья на сырьевых рынках к глубокой переработке на собственных перерабатывающих производствах и насыщению высокотехнологическими, наукоемкими технологиями и оборудованием. В этих условиях традиционное значение ресурсной базы добывающей компании приобретает новое значение. Месторождение для компании приобретает новое значение - как базовый фактор конкурентоспособности, создающий для компании новую инвестиционную привлекательность и инновационный задел.

В условиях ухудшающейся ресурсной базы добывающая компания, имеющая ограниченные ресурсы сырья, вынуждена работать с нерентабельными месторождениями. Сегодня стратегические преимущества приобретают особую важность, а сама конкурентная борьба превращается в борьбу стратегий на всех уровнях. В этой борьбе месторождение выступает как стратегическая компонента и является особым звеном конкурентоспособности компании. Компания, реализующая ресурсно-инновационную стратегию, вынуждена снижать объемы продаж сырья и увеличивать инвестиции на создание новых технологических линий, используя сырье для выпуска товаров и услуг, ориентированных на новые рынки потребления.

В современной, более стабильной, чем ранее, экономической и политической ситуациях в России созданное, во многом благодаря Президенту Путину В.В., Правительство, к сожалению, формирует условия для создания собственных перерабатывающих комплексов очень медленно и крайне не эффективно.
Энергетические ресурсы должны быть тем инструментом в руках Правительства, посредством которого внутри страны должна создаться переработка. Переработка потребует возрождения быстрыми темпами промышленности, наукоемких, высокотехнологичных разработок ученых, востребованности инженерных кадров. Вот путь к высокотехнологичной экономике и государственной мотивации по подъему жизненного уровня населения и превращения экономики России в инновационную.

Какие задачи в экономической политике в сфере энергоресурсов остаются в «наследство» преемнику господина Путина?

Наша экономика, к сожалению, еще далека от выхода их переходного периода. Энергетический сектор развивается без топливно-энергетического баланса, рассчитанного на длительную перспективу. А ведь в рыночных отношениях баланс является главным регулятором, посредством которого государство может воздействовать на выравнивание разницы между спросом и предложением. Наша экономика крайне энергоемка. Средняя энергоемкость нашей продукции в два раза выше, чем в Японии. Энергию мы не считаем, не бережем. Много нерешенных проблем в добывающем комплексе.

Стремление российских нефтяных компаний к увеличению экспортной выручки в условиях благоприятной мировой конъюнктуры цен стимулировало ежегодный прирост физических объемов экспорта нефтяного сырья за рубеж и служило основным экономическим стимулом для компаний к активному наращиванию добычи нефти. Вследствие этого экспорт сырья из страны всеми видами транспорта увеличивался быстрее, чем прирастала добыча нефти, которая, в свою очередь, росла темпами, значительно превышавшими прогнозные показатели энергетической стратегии. За период с 2000 по 2005 гг. экспорт нефти из России увеличился на 73,9 %, добыча нефти возросла на 45,4 %, а переработка сырья на российских НПЗ - на 19,5 %.

Состояние ресурсно-сырьевой базы нефтяной промышленности можно охарактеризовать как ухудшающееся в количественном и качественном отношениях.

Имеющиеся в настоящее время добывающие мощности нефтяных компаний характеризуются низкой эффективностью:

• практически для всех компаний характерна высокая степень обводненности продукции (в среднем по отрасли более 79 %);
• средний дебит скважин по большинству компаний не превышает 14 т/сут.;
• новые скважины, вводимые в эксплуатацию, характеризуются увеличением глубины проходки и ростом доли скважин, оборудованных электроцентробежными насосами, что существенно увеличивает себестоимость добычи нефти.

Кроме этого существуют и другие нерешенные задачи:

• во-первых, дефицит инвестиций. В последнее время инвестиции в основном используются для простого воспроизводства в отраслях ТЭКа. Дефицит инвестиций привел к тому, что увеличилась доля изношенного оборудования, снизился технический уровень и экономическая эффективность энергетики в целом;
• энергорасточительность экономики;
• низкие темпы преодоления ценовых перекосов между газом и углем;
• низкие темпы преодоления ценовых диспропорций между энергетическими и другими товарами и услугами;
• низкие темпы модернизации оборудования;
• отставание освоения сырьевой базы углеводородов;
• доминирующая роль природного газа в топливно-энергетическом балансе европейских районов России.

На Ваш взгляд, каковы возможные пути развития «Газпрома» и газовой отрасли в целом?

На территории Российской Федерации сосредоточены самые крупные в мире запасы природного газа. Прогнозные газовые ресурсы страны оцениваются 127 трлн м3. Характерными для сырьевой базы газовой промышленности является ее высокая концентрация в уникальных и крупных по запасам месторождениях.

В отличие от нефтедобывающей промышленности, состояние геологоразведочных работ в газовой отрасли можно охарактеризовать как удовлетворительное. В период с 1996 по 2005 гг. прирост запасов к объему накопленной добычи составил 82,5 %.

Одной из важнейших задач газовой отрасли России на ближайшую перспективу является освоение крупных ресурсов полуострова Ямал, а также российского шельфа, в частности Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море.

Разработка запасов Штокмановского месторождения, расположенного в сложных климатических и геологических условиях, требует значительных капиталовложений, которые оцениваются в 10 млрд долл. Темпами реализации Штокмановского проекта во многом будет определяться возможность выполнения запланированной энергетической стратегии уровней добычи природного газа в России и, как следствие, надежность снабжения топливом российских и зарубежных потребителей.

Для гарантированного обеспечения топливно-энергетического баланса России до 2020 г. и вовлечения в разработку газовых месторождений, расположенных в основном в неосвоенных районах и не имеющих специальной инфраструктуры, в стране необходимо сформировать благоприятные финансово-экономические условия для привлечения в отрасль инвестиций в размере 145 - 175 млрд долл.

Основными рынками сбыта газа для России на всю обозримую перспективу останутся Западная и Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение (поставки природного газа из России составляют около 30 % потребляемого в Европе, включая европейские страны СНГ, газа).

В целях диверсификации маршрутов экспорта газа ОАО «Газпром» проводит работы по выведению на проектную мощность (33,5 млрд м3/год) 1-й нитки газопровода Ямал-Европа, а в декабре 2005 г. начата реализация проекта строительства Северо-Европейского газопровода. Проект СЕГ предусматривает создание газотранспортной системы проектной мощностью 55 млрд м3 газа в год и общей протяженностью 2,1 тыс. км, из которых 1,2 тыс. км будут проложены по дну Балтийского моря. В декабре 2005 г. ОАО «Газпром» приступил к прокладке сухопутного участка трубопровода. Строительство морского участка будет вести российско-германское совместное предприятие North European Gas Pipeline Company. Ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на 2010 г.

С развитием в России мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ), - в настоящее время проект «Сахалин-2», в перспективе Штокмановское месторождение, - российский газ сможет поставляться в страны АТР (Китай, Корея, Япония), а также на газовый рынок США.

Развитие инфраструктуры производства и экспорта СПГ, а также реализация Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на внешние рынки также будет способствовать:

• диверсификации направлений поставок российского газа;
• сокращению зависимости России от текущего монопольного положения европейского рынка в структуре российского экспорта газа;
• созданию необходимых инфраструктурных предпосылок для активного освоения углеводородных запасов Восточной Сибири и создания в регионе новых промышленных центров;
• укреплению позиции России на глобальном мировом энергетическом рынке.

Каковы основные принципы стратегии России в области энергетики сегодня? Как может измениться стратегия в будущем?

Стратегия в области энергетического комплекса должна учитывать внешние и внутренние факторы. К таким факторам можно отнести продолжающийся рост цен на углеводородное топливо; децентрализацию систем энерго- и теплоснабжения; изменение структуры потребления топлива и, наконец, неизбежную смену технологического уклада энергетики.

Социально-экономические условия жизни на планете и успехи цивилизации во многом зависят от уровня развития топливно-энергетического комплекса и потребления ресурсов недр для его обслуживания. В условиях многократного увеличения добычи энергетических ресурсов, за последние 100 лет, международное сообщество заинтересовано не только в технологическом совершенствовании ТЭКа, но и в стабильном как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе увеличении добычи сырья. Это может быть достигнуто только за счет постоянного наращивания запасов топливно-энергетических ресурсов на планете в целом и в отдельных странах, обладающих этими ресурсами.

В этих условиях глобализация мировой экономики заставляет рассматривать энергетику и энергетические ресурсы как инструмент геополитики. Энергетические ресурсы быстро дорожают. Доступ к месторождениям уже сегодня сопровождается большой конкуренцией. Сырьевые рынки монополизируются, а на рынке конкурируют не просто нефтяные и газовые компании, а транснациональные корпорации, которые обладают огромными финансовыми возможностями. Они превратились в крупнейшие энергетические концерны. Процессы глобализации сырьевых рынков практически заканчиваются. Мы пока ещё не поняли, что глобализация в энергетике и, в первую очередь, в использовании топливно-сырьевых ресурсов это факт. Россия имеет энергетические ресурсы в достаточных объемах для внутреннего и внешнего потребления.
Кроме того предпринимаются усилия для того, чтобы сырьевые ресурсы превратить в реальные конкурентные преимущества для нашей страны.
Сегодня на мировом рынке конкурируют крупные акулы бизнеса, а не мелкие рыбки.
Поэтому совершенно правильно мы укрепляем на мировом рынке наши компании: «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Роснефть» и другие.
Деловой климат в ТЭК плохой и должен Правительством улучшаться,
на что Президент неоднократно обращал внимание Правительства.

Необходимо создать государственную мотивацию для привлечения инвесторов в переработку и инфраструктуру. У нас теоретически все есть для того, чтобы за счет энергетических ресурсов превратить энергетический сектор в самый современный, оптимальный и надежный инструмент развития экономики страны в целом.

Июнь 2007 г."

Date: 2009-09-21 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] hannaukr.livejournal.com
На прошлой неделе ЮКОС подал в суд на "Роснефть", сообщает The Financial Times. В исковом заявлении, поступившем в один из нью-йоркских судов, говорится, что "Роснефть" тайно контролирует компанию Gunvor, которая сейчас занимает третье место в мире по торговле нефтью, пишет корреспондент Кэтрин Белтон. Собственно, иск подан зарегистрированным в Люксембурге филиалом ЮКОСа Yukos Capital, который добивается от "Роснефти" выплаты компенсации в размере 389,3 млн долларов согласно вынесенному в нынешнем году постановлению одного из судов Нидерландов.

"Источник, близкий к Gunvor, назвал иск "попыткой что-то выудить" - дескать, ЮКОС пытается добиться, чтобы его претензии к "Роснефти" разбирались под юрисдикцией США, предъявляя их к американскому отделению Gunvor", - пишет газета.

Как напоминает издание, быстрый взлет Gunvor совпал с переменами в российской нефтяной индустрии, которые начались с ареста Ходорковского. По словам представителей самой компании, совладельцами Gunvor являются союзник Путина Геннадий Тимченко, швед Торнбьорн Торнквист и группа неназванных менеджеров. В иске Yukos Capital говорится, что Gunvor функционирует как филиал "Роснефти", но никакие доказательства не приводятся. Gunvor и "Роснефть" отрицают какие-либо связи между собой, кроме чисто коммерческих взаимоотношений, пишет газета.

Profile

laozi: anytime (Default)
Laozi

May 2019

S M T W T F S
   1234
567 891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 3rd, 2026 04:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios